Подлинное искусство обладает огромной воспитательной силой, педагог–театрал обогащает культурный мир подростков и раскрывает перед ними сокровища классики. Возможности театра беспредельны. Сцена обладает способностью переносить во все времена и страны, обогащать фантазию, говорить о реальных событиях, позволяет лучше понимать разные людские характеры, познать самого себя, оценивать выбор своих намерений и решений.
Как куратор учебной группы выбрала воспитательную стратегию работы со студентами через приобщение к театральному искусству. Для выбора спектаклей, которые могу рекомендовать воспитанникам для просмотра, предварительно провожу следующие мониторинги:
- Анализ социального паспорта группы.
Характеристика группы ОП-190:
- Численный состав: 25 чел.
- Гендерный принцип: 100% девушки
- Возраст:
- 18 лет и старше – 6 чел.
- 16-17 лет - 18 чел.
- 15 лет -1 чел.
- Сироты: 6 чел.
- Многодетные семьи: 5 семей.
- Малообеспеченные семьи: 8 семей.
Таким образом, большинство девушек учебной группы находятся в пубертатном (переходном) возрасте, которому советский психолог Д.Б. Эльконин дал следующие характеристики: чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Желание подростков быть взрослыми вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.
Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому.
В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.
Задача педагога, организуя воспитательную работу с подростками, руководствоваться следующими направлениями его развития:
- В связи с половым созреванием и физическими изменениями помочь подростку построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;
- Развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
- Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки;
- Развить абстрактное мышление;
- Способствовать формированию системы ценностей и жизненной философии;
- Содействовать самоопределению в области образования и профессии;
- Подготовить к семейной жизни.
Учитывая названные направления развития подростков, провожу анализ спектаклей театра «Глобус», при условном делении их на возрастные категории и общечеловеческие ценности:
Общечеловеческие ценности |
Школьники (7-13 лет) |
Подростки (13-17 лет) |
Взрослые (18 лет и старше) |
Понятия: уважения, любви, дружбы |
«Зайка-зазнайка» «Перья и хвосты» |
«Первая любовь» |
«104 страницы про любовь» «Сладкоголосая птица юности» |
Семейные ценности |
«Волшебник страны Оз» «Денискины рассказы» «Золушка» |
«Алые паруса» «Братишки» «Лес» «Дни Турбиных» «Мамочки» «Ревизор» «Скупой» |
«Крейцерова соната» «Дни Турбиных» «Мамочки» «Ревизор» «Скупой» |
Патриотизм |
|
«Возвращение» «Дни Турбиных» «Мамочки» «Толстая тетрадь» |
«Возвращение» «Дни Турбиных» «Мамочки» «Песни о Родине» «Толстая тетрадь» |
Понятие жизненных целей и приоритетов |
«Король Матиуш» |
«Игроки» «Игрок» «Пианисты» «Ревизор» «Робин Гуд» |
«Игроки» «Игрок» «Пианисты» |
Вопросы жизни и смерти |
|
«Оскар и Розовая Дама» |
«Отель двух миров» «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» |
Направленность спектакля |
Название спектакля |
Возрастная категория |
Цена билета |
патриотическая |
«Возвращение» |
16+ |
300-600 руб. |
«Дни Турбиных» |
12+ |
250-600 руб. | |
«Мамочки» |
16+ |
300-450 руб. | |
«Толстая тетрадь» |
16+ |
300-500 руб. | |
«Война» |
12+ |
250руб. |
По результатам посещения театральных спектаклей провожу беседы, анкетирование своих воспитанников. На основе полученных данных, отмечаю следующие позитивные изменения:
1. Студенты различных групп получили возможность посещения театра.
2. После просмотров спектаклей они были обсуждены на классных часах, где студенты смогли высказать свою личностную и гражданскую позицию.
3. Посещение театра как вид культурно-досуговой деятельности способствует развитию кругозора и навыков анализа, необходимым при изучении общественных дисциплин.
Считаю, что положительный опыт выбора стратегии воспитательной работы с учебной группой на протяжении более 3-х лет в соответствии с описанным подходом, позволяет мне рекомендовать его для включения посещения театра «Глобус» школьниками, в том числе с особыми возможностями здоровья, при разработке туристического маршрута «В Новосибирске не было войны».
Школьникам можно рекомендовать следующие спектакли НАМТ «Глобус»:
Таким образом, посещение театра может стать не только видом культурно-досуговой деятельности, но и педагогическим инструментом, способствующим расширению кругозора и повышению общекультурного уровня обучающихся, развитию разноуровневой системы ценностей, коммуникации и навыков развития устной и письменной речи.
Александрова Е.А.,
Преподаватель ГАПОУ НСО «НКЛПиС»